Лайфхаки
Адресная социальная помощь: как изменятся правила
В Казахстане действуют меры поддержки жителей, оказавшихся в трудном финансовом положении. В их числе — адресная социальная помощь. Кому она положена, узнаете из нашей статьи.
Что такое «адресная социальная помощь»?
Адресная социальная помощь (АСП) — это соцвыплата, которая положена казахстанцам с доходами ниже 70% от ПМ, утвержденного для региона проживания. Ее назначают каждому члену семьи, которая имеет право на соцпособие, и выплачивают ежемесячно.
Адресная соцпомощь бывает двух видов — безусловная и обусловленная. Безусловная социальная помощь положена:
- инвалидам;
- казахстанцам с заболеваниями, требующими длительного лечения — свыше двух месяцев;
- одиноким пенсионерам;
- семьям с низкими доходами, в которых все члены нетрудоспособные или есть единственный трудоспособный, но он ухаживает за ребенком до трех лет или инвалидом.
Обусловленную АСП назначают казахстанцам, которые мало зарабатывают и стремятся улучшить свое материальное положение: найти работу, освоить новую профессию, открыть собственный бизнес. Мы изучили информацию, размещенную на сайте Электронного правительства, и выяснили следующее. Для того, чтобы получать обусловленную адресную помощь, нужно обязательно заключить с центром занятости соцконтракт, включающий план по поиску работы. Если такой договор получатель не будет выполнять, выплаты прекратят.
Размер адресной соцпомощи рассчитывают как разность между доходом, приходящимся на каждого члена семьи, и величиной, равной 70% от прожиточного минимума, установленного в регионе. К доходам семьи относятся поступления:
- в виде зарплаты, арендных платежей, алиментов;
- от собственного бизнеса;
- от ведения подсобного хозяйства;
- от ценных бумаг;
- в форме дарения, наследования ценного имущества;
- от продажи имущества;
- в виде процентов по банковским вкладам, выигрышей, а также безвозмездно полученных денег.
Как оформить адресную соцпомощь?
Подать заявление на адресную соцпомощь можно на сайте egov или через Карьерный центр. Если человек проживает в сельской местности, он сможет оформить выплату у акима населенного пункта.
При обращении через портал Электронного правительства нужно авторизоваться на сайте, заполнить заявление, подписать его с помощью ЭЦП, ввести номер счета, куда будут перечислять деньги. При обращении в Карьерный центр нужно предоставить удостоверение личности. Другие документы запросят через государственную информационную систему. Но, чтобы ускорить процесс оформления, можно предоставить их бумажные копии.
Отказать в назначении выплаты могут, если в собственности у семьи есть:
- несколько квартир или домов;
- несколько машин;
- коммерческая недвижимость;
- земельный участок;
- сельхозтехника.
Окончательное решение о назначении помощи или отказе в ней принимает акимат. О принятом решении заявителю сообщат по СМС.
Как изменятся правила выплаты адресной соцпомощи?
Сейчас власти разрабатывают новый механизм оформления адресной соцпомощи. При назначении выплаты будут учитывать не только доходы, но и расходы заявителей, включая затраты на:
- покупку квартиры, машины, загородного дома, земельного участка;
- обучение;
- отдых и развлечения;
- санаторно-курортное лечение;
- покупку мебели, бытовой техники, электроники;
- погашение займов.
Информацию о расходах казахстанцев будут получать из баз соответствующих госорганов и организаций: министерств промышленности и строительства, цифрового развития, здравоохранения, просвещения, науки и высшего образования, Нацбанка. Новый подход определит действительно нуждающихся в материальной помощи казахстанцев и обеспечит им поддержку со стороны государства.
Источники: