Микрокредиты / Блог / ЦБ РФ отозвал лицензию у «Киви банка»: как это отразится на казахстанцах


Кредиты и МФО

ЦБ РФ отозвал лицензию у «Киви банка»: как это отразится на казахстанцах

ЦБ РФ отозвал лицензию у «Киви банка»: как это отразится на казахстанцах - 1

Центробанк России отозвал лицензию у «Киви банка». В результате перестали работать сразу несколько сервисов, включая платежную систему «Контакт». Какие последствия будут у такого решения ЦБ РФ, и как это скажется на пользователях из Казахстана, узнаете из нашей статьи.

Содержание

Почему у «Киви банка» отозвали лицензию

У «Киви банка» отозвали лицензию. В качестве основной причины такого решения Центральный банк России назвал систематические нарушения «Киви банком» действующего законодательства страны в части отмывания денег, полученных нелегально.

Для «Киви банка» назначили временную администрацию — «Агентство по страхованию вкладов». Агентство будет управлять Qiwi-банком до тех пор, пока не определится конкурсный управляющий или ликвидатор.

В Центробанке пояснили, что бизнес-модель «Киви банка» выстраивалась преимущественно на проведении взаиморасчетов между физлицами и теневым бизнесом, включала переводы в пользу криптовалютных обменников, работающих незаконно интернет-казино. Через Qiwi осуществлялись и переводы в пользу так называемых «дропперов» — людей, которые за плату предоставляют данные своих карт для транзита украденных мошенниками денег. Кроме того, достаточно часто фиксировались случаи открытия кошельков на физлиц без их ведома.

Какие были последствия

Уже после первых новостей о том, что у «Киви банка» отозвали лицензию, в российской платежной системе произошел массовый сбой. Так, пострадали клиенты Raiffaisenbank, «Газпромбанка», «ОТП банка», «Совкомбанка» и «Металлинвестбанка». У них возникли трудности с оплатой мобильной связи и услуг через приложения и банкоматы: такие операции осуществлялись через сервисы Qiwi.

«Qiwi-банк» занимал особое положение на финансовом рынке. Его самым популярным и востребованным продуктом были электронные кошельки, через которые деньги мгновенно переводились как внутри страны, так и за ее пределы.

Кроме того, банку принадлежала платежная система «Контакт», которая тоже перестала работать. С помощью сервиса можно было отправлять и получать переводы и платежи внутри страны и за ее пределами, а также пополнять иностранные карты.

22 февраля 2024 года Центробанк удалил «Контакт» из реестра платежных систем. Теперь у казахстанцев остался только один канал для мгновенных денежных переводов в Россию и из нее — «Золотая Корона».

Что будет с деньгами, хранящимися на кошельках и во вкладах, а также с кредитами

После отзыва лицензии у «Киви» на электронных кошельках банка оказались заблокированы деньги. Такие средства не застрахованы, поэтому есть вероятность, что клиенты сервиса потеряют их и не получат никакой компенсации.

При этом временная администрация заверила, что на балансе у «Qiwi банка» числится достаточно активов для того, чтобы рассчитаться по долгам со всеми кредиторами. Кроме того, «Точка банк» решит проблему с замороженными кошельками своих клиентов, выкупив право требования у «Киви банка».

Всего в ходе проверки Агентство выявило свыше девяти миллионов электронных кошельков. В общей сложности на них хранится порядка 4,5 миллиарда рублей.

Деньги с Qiwi-кошельков будут возвращаться в процессе принудительной ликвидации или банкротства банка в порядке третьей очереди. Большинству держателей рассчитывать на то, что выплаты начнутся в ближайшее время не стоит — процесс займет не менее года.

Для того чтобы владельца кошелька включили в реестр кредиторов, нужно заявить о своих требованиях к банку. На это дается два месяца.

В требовании понадобится указать:

  • фамилию, имя, отчество;
  • дату рождения;
  • паспортные данные;
  • номер кошелька и сумму, хранящуюся на нем;
  • телефон, email;
  • реквизиты банковского счета для зачисления денег.

К требованию нужно приложить справку мобильного оператора, подтверждающую, что номер, на который оформлен «Киви-кошелек», принадлежит заявителю.

Сейчас Агентство работает над тем, чтобы упростить процедуру подачи заявлений. Это делается для того, чтобы владельцы электронных кошельков могли оставлять свои обращения за выплатами онлайн — через свои личные кабинеты «Киви».

Что касается вкладов, то клиенты «Киви банка» смогут получить компенсацию в ближайшее время.

Ее максимальный размер составляет 1,4 миллиона рублей. Первые выплаты уже начались. По предварительным оценкам, компенсации по вкладам смогут получить почти 300 физических лиц, около 11 тысяч индивидуальных предпринимателей и 9 тысяч юридических лиц.

Что касается кредитов, то заемщики банка должны продолжать выплачивать их.

Процесс будет контролироваться временной администрацией. В дальнейшем кредит могут передать в другой банк. При этом ключевые параметры займа — ставка и срок — сохранятся.

Источники:

  1. contact-sys.com
  2. cbr.ru
  3. asv.org.ru
  4. asv.org.ru
  5. asv.org.ru
  6. asv.org.ru
  7. asv.org.ru
Мария Агаркова
Мария Агаркова Автор текстов Высшее образование по специальности «Экономика предприятия». Эксперт в финансовой тематике
Получить деньги онлайн