Финансовая безопасность
Как безопасно пользоваться банковской картой в интернете
Онлайн-платежи становятся всё выгоднее, проще и быстрее. Через интернет можно в несколько кликов перечислить деньги с карты, рассчитаться за товар или услугу, оплатить коммунальные платежи и другие срочные счета. Основным вопросом остаётся только безопасность удалённых операций. Несмотря на различные меры защиты платёжных данных, аферисты изобретают новые схемы для хищения денег со счетов. Какие методы применяют мошенники и как безопасно пользоваться картой в интернете — рассмотрим далее.
Как действуют аферисты
Чтобы похитить средства с карт и счетов, аферисты редко применяют сложные технологии и оборудование. Самыми эффективными остаются методы социальной инженерии, когда мошенники обманом вынуждают жертву сообщить конфиденциальные сведения или выполнить какие-либо действия.
В основном преступники охотятся на такую информацию:
- CVV- и PIN-коды карт;
- данные для входа в интернет-банкинг;
- разовые коды из банковских SMS-сообщений;
- слово-пароль к счёту/карте;
- копии удостоверения личности.
Чтобы заполучить сведения, преступники часто используют актуальные инфоповоды. Например, если появился слух о банкротстве банка, они могут звонить людям якобы от имени этой организации с предложением перечислить деньги на «безопасный» счёт. На самом деле реквизиты принадлежат самим мошенникам, которые обналичивают полученные деньги и исчезают с ними.
Также хакеры нередко подделывают популярные интернет-ресурсы, внедряя в фейковые сайты вредоносное ПО. Специальные программы могут заражать устройство пользователя вирусами, считывать и копировать данные его смартфона/ПК, похищать сведения, которые человек вводит при использовании функционала сервиса.
Среди самых распространённых мошеннических схем можно отметить следующие.
Звонок от имени банка или другой организации
Мошенники звонят от имени какой-либо крупной организации и в ходе разговора пытаются узнать конфиденциальные сведения человека. Чаще всего они представляются сотрудниками известного банка и сообщают о мнимой блокировке карты, попытке взлома мобильного банкинга, хищении денег со счёта или другом форс-мажоре. Чтобы исправить ситуацию, аферисты просят перечислить средства на «безопасный» счёт, сообщить реквизиты карты или другие секретные сведения.
Сообщения с вредоносными ссылками
Мошенники рассылают электронные письма, уведомления в мессенджерах и SMS-сообщения с каким-либо привлекательным предложением. Пользователя могут соблазнять оформлением займа или депозита на очень выгодных условиях, участием в лотерее и т.д. Чтобы воспользоваться «акцией», нужно перейти по указанной ссылке, которая на самом деле ведёт на сайт с вредоносным ПО.
Фишинговые ресурсы
Хакеры подделывают известные онлайн-площадки, полностью копируя оригинальный дизайн и функционал. Они могут подделывать сайты интернет-магазинов, сервисов по бронированию жилья и даже финансовых организаций. Когда пользователь вводит на таком ресурсе персональные сведения и платёжные данные, специальная система копирует всю информацию и передаёт мошенникам.
Установка приложений для удалённого доступа к устройствам
В данном случае аферисты убеждают потенциальную жертву установить на свой смартфон приложение, которое на самом деле оказывается технологией для удалённого доступа к устройству. Маскироваться оно может под программу для дистанционной работы, прослушивания музыки, совершения покупок и т.д. Когда пользователь устанавливает такое приложение, мошенники получают доступ ко всей информации, хранящейся в памяти устройства, включая личную переписку, доступ к онлайн-банкингу, изображения в «Галерее».
Как защититься от мошенников
Помните, что за конфиденциальность данных карт и счетов отвечает их владелец. Если человек самостоятельно сообщает третьим лицам, например, номер пластика и CVV-код, то лишь он сам будет виноват в возможных хищениях. В такой ситуации банк не компенсирует клиенту потери от действий мошенников.
Чтобы не стать жертвой аферистов, нужно соблюдать простые правила:
- Никогда не сообщайте посторонним лицам конфиденциальные данные (PIN- и CVV-коды карт, сведения для входа в онлайн-банкинг, разовые коды из SMS-сообщений из банка и т.д.). Эту информацию не вправе запрашивать ни сотрудники банка, ни представители государственных или правоохранительных органов.
- Не храните в памяти смартфона фотографии удостоверения личности и платёжных карт с двух сторон. Также не отправляйте такие снимки через мессенджеры.
- Устанавливайте на смартфон только проверенные приложения.
- Не переходите по подозрительным ссылкам в сообщениях.
- Не читайте сообщения от неизвестных отправителей.
- Загрузите на смартфон качественный антивирус, который будет предупреждать о сомнительных сайтах и потенциально опасных приложениях. Не забывайте обновлять программу, чтобы она исправно работала.
- Вводите свои платёжные данные только на проверенных сайтах. Помните, что адрес ресурса должен начинаться с https:// — это значит, что сервис шифрует и защищает информацию пользователей.
- Откройте отдельную карту для онлайн-покупок и храните на ней ограниченную сумму. Даже если мошенники получат доступ к ней, ваши основные средства останутся в безопасности на другом счёте.
Помните о методах социальной инженерии и любви мошенников к звонкам от имени разных организаций. Например, если вам сообщают о блокировке карты, не выполняйте инструкции собеседников и не сообщайте свои данные. Прервите разговор и самостоятельно перезвоните на официальную горячую линию банка, чтобы уточнить информацию.
Источники: