Финансовая безопасность
Как грамотно построить диалог с телефонными мошенниками
В последнее время случаи мошенничества по телефону и в интернете набирают обороты. Участились и случаи обмана граждан в среде банковских продуктов. Физические лица относятся к наиболее уязвимой категории граждан. Многие люди недостаточно осведомлены об уловках мошенников, поэтому злоумышленники могут украсть денежные средства или оформить незаконный кредит на имя жертвы. Как обезопасить себя, своих близких и не попасть на удочку мошенников читайте в статье.
Как обманывают людей по телефону
Обычно преступники, которые совершают мошенничество, являются хорошими психологами. Они играют на таких чувствах человека как испуг, растерянность, доверие. Они подбирают модель поведения и используют свои приемы в зависимости от ситуации.
Если звонит мошенник…
Чтобы получить конфиденциальные сведения, преступники могут представляться сотрудниками банка, работниками службы безопасности и т.п. Обычно они применяют три типа воздействия.
-
Вызывают растерянность. В таком случае о гражданине уже известна некоторая информация. При помощи этих сведений мошенник дезорганизует жертву, заставляет сомневаться и слушать собеседника. Как только это происходит, начинают применяться другие приемы.
-
Играют на страхе. После того, как внимание жертвы захвачено, используется прессинг. Например, внезапно сообщается о том, что кто-то получил доступ к вашим счетам и нужно срочно сообщить конфиденциальные данные, чтобы это предотвратить.
-
Играют на доверии. Если мошенникам удалось напугать человека, то далее они пытаются якобы оказать поддержку и предлагает помочь. Теперь их задача втереться в доверие, чтобы раздобыть сведения.
Как правильно себя вести и не оказаться обманутым
Итак, если вы заподозрили, что звонок поступил от мошенников:
-
постарайтесь долго не разговаривать, не поддерживайте диалог;
-
не отвечайте на вопросы о личных данных;
-
говорите, что всю информацию вы уточните в отделении банка;
-
ни на что не давайте своего согласия;
-
не шутите над злоумышленниками и не грубите им. Помните, что у них могут иметься достаточные сведения для того, чтобы заблокировать ваши карты или счета.
Обычно звонки мошенников ничем не отличаются от общения с реальными сотрудниками банка. Такая же осведомленность, внимание, сдержанность, грамотная речь, поставленный голос. Но есть некоторые знаки, по которым можно распознать обман.
Обычно реальные сотрудники финансовых компаний звонят лишь в нескольких случаях. Первый — предлагают продукт или услугу, второй — предупреждают о просрочке платежа. Даже если речь идет о защите персональных данных или конфиденциальных сведений, то клиенту предложат прийти в отделение банка. И подобные звонки будут всегда осуществляться с известного многоканального телефона.
Важно. Сотрудники банков не будут спрашивать у клиента трехзначный код с оборота карты или пин. Также клиента не будут просить найти ближайший банкомат, чтобы проделать определенные операции со средствами. Не реагируете на подобные просьбы, а также не переходите по сомнительным ссылкам из смс-сообщений.
После подобных звонков обязательно сохраняйте номера, с которых вам звонили, чтобы передать их банку или сотрудникам полиции. Проверить информацию, которую предоставили вам мошенники (например, о том, что кто-то покушается на ваши средства), можно, напрямую обратившись в банк.