Микрокредиты / Блог / Как урегулировать просроченную задолженность по кредиту


Кредиты и МФО

Как урегулировать просроченную задолженность по кредиту

Как урегулировать просроченную задолженность по кредиту - 1

Теперь задолжавшие банкам и МФО казахстанцы, которым нечем платить по кредитам, могут объявлять себя банкротами. Но прежде чем пойти на такой шаг, необходимо пройти процедуру урегулирования просроченной задолженности. Как это сделать, узнайте из нашей статьи.

Содержание

Как можно списать долги по закону?

30 декабря 2022 года в Казахстане был принят закон, по которому физические лица теперь могут объявлять себя банкротами, чтобы списать долги перед кредиторами. Сделать это можно через процедуру:

  • внесудебного банкротства;
  • судебного банкротства;
  • восстановления платёжеспособности.

Выбор конкретного варианта зависит от:

  • суммы задолженности;
  • продолжительности просрочки;
  • наличия у заёмщика в собственности ценного имущества.

Внесудебное банкротство

Так, внесудебное банкротство проводится, когда долг не превышает 1600 МРП, у человека нет в собственности ценного имущества, которое можно продать, чтобы погасить задолженность, а просрочка превышает 12 месяцев.

При такой процедуре практически все деньги должника передаются финансовому управляющему, который в свою очередь направляет средства кредиторам. По окончании процедуры остаток долга списывается в полном объёме.

Банкротство через суд

Когда задолженность превышает 1600 МРП, а обязательства не исполняются в течение года, вопрос со списанием долга решается через суд. В этом случае проводится инвентаризация имущества должника и оценка его стоимости, по результатам которой выносится решение, какую процедуру применять, — судебного банкротства или восстановления платёжеспособности.

В первом случае все имущество должника, за исключением единственного жилья при условии, что оно не является предметом залога по ипотеке, продается. Вырученные деньги идут на погашение задолженности.

Восстановление платежёспособности

При процедуре восстановления платежёспособности разрабатывается специальный план. В документе подробно расписывается, как будет погашаться задолженность перед кредиторами и из каких источников будут поступать деньги. Так, например, должнику могут предложить сдать в аренду или продать часть имущества или же обменять на меньшее по стоимости с доплатой.

Здесь может быть очень много вариантов и различных комбинаций. Всё зависит от того, какое конкретно имущество есть в собственности у должника: квартира, машина, гараж, загородный дом — и в каком оно состоянии. Максимальный срок выполнения плана по восстановлению платёжеспособности составляет 5 лет. За это время должны быть закрыты все долги перед кредиторами.

Независимо от того, какая конкретно будет применяться процедура в отношении должника из вышеперечисленных, первое, что необходимо сделать при возникновении просрочки, это постараться урегулировать проблемную задолженность мирным путем. А для этого нужно обратиться к кредитору с соответствующим заявлением.

Как урегулировать проблемную задолженность?

Если у вас есть долги по кредитам и вам нечем платить, первое, что нужно сделать, это — обратиться к кредитору, чтобы урегулировать задолженность. Нужно будет написать заявление, в котором указать, почему образовалась просрочка, и предложить способы решения проблемы. К заявлению нужно прикрепить документы, подтверждающие ухудшение материального положения. Если этого не сделать, кредитор имеет право отказать в урегулировании задолженности. Подать весь пакет необходимо в течение 30 дней с момента возникновения просрочки.

Кредитор обязан принять заявление, зарегистрировать его и рассмотреть. На такую процедуру отводится 15 рабочих дней. Если выяснится, что должник предоставил неполные сведения о своём материальном положении, ему даётся 5 рабочих дней на то, чтобы донести документы.

По результатам рассмотрения заявления кредитор выносит решение:

  • соглашается с предложением должника;
  • предлагает свой способ урегулирования задолженности;
  • отказывает в процедуре, обязательно указав причину.

При этом учитываются такие факторы, как:

  • платёжеспособность заёмщика;
  • его социальное положение;
  • наличие залогового обеспечения по кредиту;
  • насколько добросовестно клиент исполнял договор.

Кредитор может предложить следующие варианты решения проблемы с задолженностью:

  • снизить ставку по кредиту;
  • предоставить отсрочку платежа;
  • изменить метод или очередность погашения задолженности;
  • изменить срок кредитования;
  • простить часть долга;
  • отменить неустойки, комиссии, а также дополнительные платежи, связанные с обслуживанием займа.

Если удастся найти вариант, который устроит обе стороны, в кредитный договор внесут изменения. На это отводится 15 календарных с момента принятия решения.

Что делать, если кредитор отказал в урегулировании задолженности?

Если не удастся договориться с кредитором по условиям урегулирования задолженности, вы можете обратиться с жалобой в «Агентство по регулированию и развитию финансового рынка»:

  • онлайн — на сайте egov.kz или через сервис e-Otinish.kz;
  • отправив письмо по адресу А15С9Т5, г. Алматы, микрорайон Коктем-3, д. 21;
  • лично — в ближайшем региональном представительстве регулятора по месту жительства.

 

Также обратиться в Агентство можно через «Общественную приёмную». Это специальный сервис, через который можно получать консультации, а также оперативно решать вопросы, касающиеся деятельности регулятора.

Как записаться в «Общественную приёмную»

Для того чтобы записаться в «Общественную приёмную», нужно отправить на электронную почту Yermek.Utemisov@finreg.kz следующие данные: фамилию, имя, отчество, ИИН, контактный номер телефона. Важно указать тему — «Запись на приём граждан» — и кратко изложить суть обращения. Записаться также можно, позвонив в call-центр «Общественной приемной» по короткому номеру 1459.

При обращении в Агентство вам нужно будет доказать, что вы пытались решить проблему с просроченной задолженностью мирным путём и для этого обращались к кредитору.

В качестве подтверждения своих слов можно предоставить заявление об урегулировании задолженности, которое вы направляли кредитору, а также официальный ответ на него — отказ о внесении изменений в условия кредитного договора с указанием причин, почему было принято такое решение. Если вам не дали ответ на запрос, достаточно будет предоставить своё заявление с отметкой о получении, чтобы подтвердить факт обращения к кредитору.

На основании вашего обращения Агентство проведет проверку в отношении кредитной организации, по результатам которой даст оценку её действиям. Кредитная организация получит рекомендации, как будет лучше урегулировать задолженность в вашем конкретном случае. А это позволит найти оптимальный способ решения проблемы.

Источники:

  1. fingramota.kz
  2. kapital.kz
  3. dknews.kz
  4. kz.kursiv.media
  5. kn.kz
  6. informburo.kz
  7. gov.kz
  8. fingramota.kz
Мария Агаркова
Мария Агаркова Автор текстов Высшее образование по специальности «Экономика предприятия». Эксперт в финансовой тематике
Получить деньги онлайн