Микрокредиты / Блог / Как сдать жильё в Казахстане по всем правилам


Лайфхаки

Как сдать жильё в Казахстане по всем правилам

Как сдать жильё в Казахстане по всем правилам - 1

Казахстанцы могут извлекать доход, сдавая жильё, находящееся в собственности, в аренду. Однако такой заработок сопряжен с определёнными рисками. С какими конкретно и как избежать неприятностей при сдаче недвижимости в наём, расскажем в нашей статье.

Содержание

Как правильно сдать жильё в аренду

Согласно действующему законодательству РК, сдавать жильё в аренду имеет право его собственник или третье лицо по заверенной у нотариуса доверенности от собственника. Кому конкретно сдавать жилье, решает сам арендодатель. Причем арендаторами могут быть как физические, так и юридические лица.

Ответственность за выбор арендатора полностью лежит на арендодателе. Чтобы минимизировать возможные риски, связанные со сдачей жилья, нужно обязательно заключить договор с арендатором.

Документ оформляется в письменном виде в двух экземплярах для каждой из сторон. В договоре указывается следующая информация:

  • дата и место его заключения;
  • Ф.И.О., дата и место рождения, данные удостоверения личности, адрес регистрации каждой из сторон;
  • адрес сдаваемого внаем жилья, с указанием города, улицы, номера дома и квартиры, общей и жилой площади;
  • данные из свидетельства собственника жилого объекта;
  • права и обязанности сторон;
  • срок действия договора;
  • размер арендной платы и порядок её внесения: ежемесячно, еженедельно, ежеквартально;
  • порядок оплаты коммунальных услуг;
  • порядок начисления и уплаты неустойки в случае задержки платежа;
  • перечень сдаваемого вместе с жильём имущества (мебель, бытовая техника);
  • порядок расторжения договора и выселения арендатора;
  • порядок компенсации ущерба, причиненного жилью;
  • подписи сторон.

При составлении договора аренды нужно быть предельно внимательным. Важно не упустить ни одной значимой детали, при необходимости конкретизировать отдельные положения документа. Это позволит в дальнейшем избежать неприятностей, если одна из сторон нарушит соглашение.

Когда договор оформляется на срок более одного года, его необходимо зарегистрировать в местном Центре по недвижимости. Если не соблюсти это требование, документ не будет иметь силы.

Права и обязанности арендодателя

При сдаче жилой недвижимости собственник обязан передать арендуемое помещение в состоянии, пригодном для проживания. В любой момент он имеет право отказаться от договора, но об этом нужно заранее предупредить арендатора — хотя бы за месяц. Также арендатор наделяется правом повышения, или напротив, уменьшения величины арендной платы — но не чаще, чем один раз в год.

Права и обязанности арендатора

Арендатор обязан:

В случае досрочного расторжения договора по своей инициативе арендатор обязан уведомить об этом собственника заранее — за месяц. Арендатор имеет право пользоваться жилым помещением по прямому назначению. Также он может вселить в него членов своей семьи и близких, если иное не предусмотрено договором.

За арендатором сохраняется право аренды жилья до конца срока, указанного в договоре, даже в случае продажи недвижимости.

Особенности сдачи жилья в аренду риелторам

Жильё можно сдать в аренду риелторам на длительный срок. Агентство впоследствии будет пересдавать его посуточно или по часам. Прибыль посредника складывается как разница между поступающими от клиентов средствами и ежемесячными полагающимися собственнику платежами. Главный плюс такого варианта — гарантированная выплата арендной платы владельцу.

Прежде чем выбрать этот способ сдачи жилья, стоит проверить агентство, особое внимание уделив уровню его надёжности. Важно, чтобы компания имела хороший опыт работы на рынке — не менее года.

В этом случае нужно обязательно составить письменный договор. Перед подписанием документа необходимо ознакомиться с ним, уделив внимание малейшим деталям. Агентство должно принять на себя обязательства по сохранности жилья, а также имущества, которое находится в нем.

Как платятся налоги с доходов от сдачи жилья в аренду?

Сдача жилья в аренду относится к предпринимательской деятельности. С дохода от такой деятельности платятся налоги. Как именно — зависит от правового статуса арендодателя.

1. Когда есть ИП

Индивидуальные предприниматели имеют право платить налоги от сдачи недвижимости одним из доступных способов — по патенту или на основании упрощённой декларации.

Если доход составляет менее десяти миллионов тенге в год, стоит выбрать режим на основании патента. Так будет выгоднее.

При уплате налога по упрощенной декларации удерживается 3% от дохода. Декларация в этом случае предоставляется в налоговую инспекцию два раза в год: до 15 августа и до 15 февраля. В случае продажи недвижимого имущества, которое используется в предпринимательской деятельности, всегда платится подоходный налог — десять процентов от приращённой стоимости.

2. Когда нет ИП

Физические лица при сдаче жилья в аренду имеют право выбрать подходящий режим налогообложения — ежемесячно вносить единый совокупный платёж или раз в год подавать декларацию о доходах.

Для первого варианта налоговая отчетность и госрегистрация не требуются. При подаче декларации платится налог в размере десяти процентов от полученного дохода в срок до 10 апреля. Декларация подается не позднее 31 марта. Сделать это можно одним из доступных способов:

  • через онлайн-сервис налоговой службы;
  • на портале egov.kz;
  • в ближайшем ЦОНе;
  • в районном управлении госдоходов.

Оплатить налог можно:

  • через мобильное приложение esalyq Azamat;
  • банковским переводом;
  • в отделениях Казпочты.

За непредставление налоговой отчётности в срок, а также сокрытие объектов налогообложения, согласно действующему законодательству РК, предусмотрено наказание — в виде штрафа.

Источники:

  1. orda.kz
  2. orda.kz
  3. krisha.kz
  4. tengrinews.kz
  5. kn.kz
  6. pro1c.kz
  7. online.zakon.kz
Мария Агаркова
Мария Агаркова Автор текстов Высшее образование по специальности «Экономика предприятия». Эксперт в финансовой тематике
Получить деньги онлайн