Финансовая безопасность
Как отличить настоящего сотрудника банка от мошенника?
Мошенники постоянно совершенствуют способы обмана людей — «попасться на крючок» может каждый. Однако есть несколько примет, по которым получится отличить настоящего сотрудника банка от афериста. О них расскажем в нашей статье.
Мошенники первыми выходят на контакт
Когда вам звонят «из банка», сразу стоит насторожиться. Банковские сотрудники выходят на связь с клиентами в исключительных случаях. Чаще всего — чтобы сообщить о наличии просрочки. Также из банка могут позвонить с предложением оформить какой-нибудь продукт, например открыть вклад или заказать кредитную карту.
При этом есть вероятность, что с подобным предложением к вам обратится мошенник, и распознать его будет не так уж просто. Стоит сразу насторожиться и не верить на слово собеседнику, поскольку злоумышленники активно пользуются сервисами подмены номеров, применяют в своей работе различные психологические приемы воздействия на жертву. В этом случае лучше самому перезвонить в банк и удостовериться, что вам звонили именно оттуда.
Аферисты сразу заводят разговор о деньгах
Главная задача аферистов — завладеть чужими сбережениями. Поэтому злоумышленники в самом начале разговора заводят речь о том, что ваши деньги под угрозой и их нужно спасать. Обычно сразу предлагается вывести средства на так называемый «безопасный счёт», с которого украсть деньги будет уже невозможно. Если вам поступает подобное предложение, скорее всего, вас пытаются обмануть.
Злоумышленники стараются выманить личные данные жертвы
Сотрудник банка в разговоре с клиентом не будет уточнять его конфиденциальные данные — все необходимые сведения есть в информационной базе финансовой организации. Когда банк замечает сомнительную операцию, с клиентом связываются только, чтобы подтвердить или отклонить её. Персональные данные при этом не запрашиваются.
Поэтому если собеседник пытается узнать реквизиты счёта или карты, логины и пароли к личному кабинету или СМС-коды из банковских уведомлений, можете не сомневаться — перед вами мошенник. Никакую информацию сообщать злоумышленнику нельзя. В этом случае нужно сразу прекратить разговор.
Мошенники пытаются вывести жертву на эмоции
Мошенники всегда стараются воздействовать на жертву психологически, вызвать яркие эмоции, чаще всего — напугать. Поступая таким образом, злоумышленники пытаются сбить человека с толку и притупить бдительность. Аферисты рассчитывают на то, что жертва под воздействием сильных эмоций начнет паниковать. И тогда — выполнит любые просьбы и выдаст любую информацию, чтобы спасти сбережения.
Злоумышленники «давят» на жертву
Злоумышленники, в отличие от банковских сотрудников, никогда не дают времени на раздумья, всегда торопят, стараются «надавить» на собеседника. Делается это для того, чтобы снизить бдительность жертвы, заставить выполнить какие-то условия.
Ситуация, в которой вам не дают выбора и принуждают действовать быстро и без раздумий, должна вызвать подозрение. Если чувствуете, что на вас давят, лучше сразу прекратить общение.
Как не стать жертвой мошенников?
Главное правило, которое нужно соблюдать, если вы не хотите стать жертвой мошенников, — это не принимать поспешных решений, особенно если они касаются денег.
Если вам позвонили из банка и сообщили, что на вашем счёте зафиксирована подозрительная активность, лучше сразу положить трубку. Ведь пока вы будете разбираться, кто вам звонит — реальный сотрудник или аферист — злоумышленник успеет усыпить вашу бдительность и получить от вас важную информацию, а может даже завладеть вашими деньгами.
Или же вы можете ошибиться и решить, что вам звонит настоящий банковский сотрудник, а на самом деле это будет мошенник. И тогда вы точно доверитесь ему и попадёте в ловушку.
P.S. Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка сняло ролик, в котором рассказывает о правилах безопасности в интернете. Видео доступно на казахском и русском языках.
Кибербезопасность
Киберқауіпсіздік
Источники: