На что казахстанцы берут онлайн-микрокредиты и в чём риск
Микрофинансовые организации, в отличие от банков, предлагают казахстанцам взять через онлайн-микрокредитование небольшую сумму. Корреспондент Делового Казахстана узнал, на что чаще всего берут экспресс-микрокредиты жители нашей страны и в чем их опасность.
По данным онлайн-сервиса «Честное слово», за последний год максимальная доля их клиентов (12 %) обращаются за экспресс-микрокредитами для оплаты медицинских услуг. На втором месте по цели оформления микрокредита (7 %) — текущие расходы, в том числе, оплата услуг связи, транспорта и питание.
«Больше трети клиентов при подаче заявки на микрокредит не указывают цель, но мы считаем, что население берет «микрокредиты до зарплаты», чтобы покрыть расходы на оплату коммунальных услуг, автомобильных штрафов, аренду жилья. Стоимость жизни растет, а зарплаты не успевают за темпом инфляции. Онлайн-сервисы микрокредитования решают срочные финансовые проблемы клиентов без утомительных сборов документов, объяснений, зачем нужны деньги, прочих неудобств. Чтобы получить нужную сумму, достаточно удостоверения личности и смартфона с доступом в интернет. Есть в этом и негативная сторона: высокая доступность микрокредитов может стать определенным стимулом для необдуманных покупок. Все чаще казахстанцы оформляют быстрые онлайн-микрокредиты, чтобы приобрести престижные товары: смартфоны, украшения, одежду. Объединяет эти покупки эмоциональная составляющая. По прошествии времени эмоции проходят, а обязательства остаются и приводят заемщиков к финансовым сложностям. Поэтому решение о необходимости «микрокредита до зарплаты» должно быть сбалансированным, с учетом выгод и реальных возможностей человека». Генеральный директор онлайн-сервиса «Честное слово» (ТОО «МФО «Akshabar») Сергей Никульшин для ДК
Недавно на Netflix вышел южнокорейский сериал «Игра в кальмара», он стал самым популярным сериалом в истории онлайн-платформы. Основная идея фильма — донести до людей важность умения правильно распоряжаться финансами. Как видим, эта тема актуальна не только для Казахстана, но и для всего мира. Безграмотное распределение ресурсов и отсутствие финансового планирования может довести до больших проблем людей из разных социальных групп.
Чтобы не допустить пободных трагедий, в Казахстане с 1 марта 2021 года МФО, сервисы онлайн-кредитования и ломбарды перешли под регулирование Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР).
«В 2020 году в периметр государственного регулирования включены ломбарды, кредитные товарищества и компании онлайнкредитования. По поручению Главы государства в период с апреля по август 2020 года проведена проверка деятельности ломбардов и иных кредитных организаций, которой было охвачено 1,3 тыс. субъектов. С 1 января 2021 года введено лицензирование микрофинансовой деятельности. Установлены квалификационные требования к акционерам и менеджменту компаний. Для обеспечения устойчивости субъектов повышены пруденциальные стандарты по минимальному размеру капитала. Из 4,6 тыс. субъектов лицензию на осуществление микрофинансовой деятельности получили 1 064 субъекта, в том числе 235 МФО, 218 кредитных товариществ и 611 ломбардов. В отношении оставшихся 3,5 тыс. в судебном порядке приняты решения по их ликвидации. Совокупный портфель микрокредитов достиг 1,3 трлн. тенге. В целом завершена работа по очистке рынка от недобросовестных участников, введено регулирование в отношении всех субъектов микрофинансирования, обеспечена защита прав потребителей услуг микрофинансовых организаций». Заместитель председателя АРРФР Нурлан Абдрахманов
В качестве основных направлений развития рынка микрофинансирования Агентством рассматривается вопрос расширения источников фондирования МФО, повышения доступности финансовых услуг за счёт возможностей трансформации крупных МФО в банки, дифференциации регуляторных стандартов по видам МФО.
«Несмотря на убеждение, что МФО выдают деньги всем без разбора, это не так. Компании тщательно проверяют платежеспособность заёмщиков, наличие у них активных просрочек по другим кредитным договорам. Если у клиента есть открытая долговая нагрузка, МФО, скорее всего, не выдаст ему новый микрокредит, чтобы не обременять дополнительными платежами и не увеличивать риски того, что человек не справится. Микрокредиты нужны для удовлетворения по-настоящему важных потребностей в непредвиденных ситуациях, в этом и заключается одно из основных преимуществ онлайн-сервисов для общества». Сергей Никульшин
Таким образом мы видим, что сегмент МФО в Казахстане цивилизованно развивается и завоевывает доверие клиентов: прозрачность условий выдачи онлайн-микрокредитов регулируется законодательством, права заёмщиков защищены.
Источник: МИА DKNews