Как исправить ложные сведения в кредитной истории
Иногда добросовестные заёмщики попадают в ситуации, когда раньше они получали кредиты, а теперь получают отказы. Причиной тому может стать появление ошибок в личной кредитной истории (КИ), рассказали эксперты сервиса «Честное слово».
КИ — документ, отражающий информацию об имеющихся у заёмщика кредитах с историей их погашения. Эти сведения хранятся в бюро кредитных историй (далее — БКИ). В Казахстане их два:
- АО «Государственное кредитное бюро»;
- «Первое кредитное бюро».
Позитивная КИ помогает получить новый кредит.
Негативная КИ уменьшает возможности одобрения, так как организации-кредиторы во избежание рисков отказывают тем, у кого в истории отмечены просрочки или незакрытые обязательства.
Банки и МФО избирательно работают с заявителями без кредитной истории, поскольку сложно предугадать, насколько исправно заёмщик станет платить или будет затягивать с оплатой.
Для отслеживания КИ личный кредитный отчёт можно получить бесплатно единожды в год:
- на сайте БКИ онлайн;
- в ЦОНах «Правительство для граждан»;
- в филиалах «Казпочты».
При повторных обращениях услуга платная.
К неточностям в КИ приводят:
- Невнимательность. Так, вы оплатили просрочку или досрочно погасили микрокредит, но кредитор промедлил с отправкой данных в БКИ. И в истории осталась устаревшая информация.
- Дублирование сведений. Из-за программного сбоя или по иным причинам сотрудник кредитной организации может случайно дважды передать одни и те же данные о выдаче кредита в Бюро.
- Смена документов. Например, вам перевыпустили удостоверение личности, а в БКИ сведения не обновились. При запросе вашей КИ программа сформирует ложный отчёт, не содержащий данные об уже имевшихся кредитах.
- Мошенники. Скажем, аферисты оформили микрокредит на вас по фальшивым документам. В вашей КИ высветилась отметка о кредите, который вы не запрашивали.
Обнаруженные неточности в КИ нужно сразу исправлять, так как внесение изменений в программу — процесс долгий.
В банк или МФО, которые выдали микрокредит, лучше обратиться, когда дело касается якобы просрочек и незакрытых кредитов. Организация должна дать ответ в период до 10 дней.
Предоставьте:
- заявление с указанием неверных данных в КИ;
- актуальную выписку из кредитной истории;
- удостоверение личности.
Кредитор проверит внутренние данные и отчитается о результатах. При обнаружении неточностей в КИ кредитор направит в БКИ скорректированную информацию.
На сайте кредитного бюро также можно подать заявление с описанием ложных сведений в вашей КИ. К заявлению приложите персональный кредитный отчёт, выданный не позднее 10 дней до даты подачи заявления.
БКИ направляет запрос в кредитную организацию, которая проверяет данные и передаёт отчет о результатах в бюро. Оспорить ошибки в КИ можно в течение 15 дней безвозмездно.
В случае отказа кредитором признать и скорректировать ошибку обращайтесь в суд. Чтобы выиграть иск, соберите как можно больше доказательных документов о том, что ваша КИ содержит ошибочные данные.
Источник: almaty.tv