Кредиты и МФО
Что делать, если в вашей кредитной истории неверные сведения?
Представьте ситуацию: вы всегда без проблем брали кредиты, но вдруг вам стали резко отказывать. При этом нет просрочек, старые договоры закрыты, долговая нагрузка не увеличилась. В чём тогда может быть причина отказов? А в том, что в кредитной истории появились ошибки. Почему это могло произойти и как всё исправить, узнаете из нашей статьи.
Что такое кредитная история, зачем она нужна
Кредитная история (КИ) — это электронный документ, в котором хранится информация обо всех оформленных заёмщиком кредитах, а также о том, как они погашались. Такие документы собираются в базах данных бюро кредитных историй (БКИ). В Казахстане работают две такие организации — «Первое кредитное бюро» и «Государственное кредитное бюро».
Чем больше положительных записей в КИ, тем выше шансы на получение нового кредита. Плохая КИ, наоборот, снижает вероятность одобрения, поскольку кредиторы предпочитают не брать на себя дополнительные риски и чаще отказывают клиентам, которые раньше допускали просрочки или имеют слишком много действующих займов.
Следить за своей КИ нужно в первую очередь самому заёмщику, поскольку от неё зависит вероятность одобрения нового кредита.
Как это делать? Можно периодически запрашивать персональный кредитный отчёт:
- онлайн — на сайте БКИ;
- в филиалах «Правительства для граждан»;
- в отделениях «Казпочты».
Для того чтобы получить отчёт онлайн через кредитное бюро, понадобятся электронная цифровая подпись и карта любого казахстанского банка. При таком способе документ сформируется сразу после того, как вы отправите заявку.
Один раз в год персональный кредитный отчёт можно запрашивать бесплатно. Если делать это чаще, то каждый раз нужно будет платить за услугу.
Как появляются ошибки в кредитной истории, на что они влияют
Ошибки в КИ появляются по разным причинам. Чаще всего — из-за невнимательности.
Так, ошибка может появиться, если вы закрыли просрочку, а кредитор вовремя не передал информацию об этом в БКИ. Тогда в КИ будут отображаться неактуальные данные. И если вы обратитесь за новым кредитом, высока вероятность, что вам откажут, поскольку за вами будет числиться просроченный долг.
Ещё одна частая причина ошибок — задвоение данных. Из-за сбоя в программе или простой невнимательности сотрудник кредитной организации может дважды отправить информацию о выдаче одного и того же микрокредита в БКИ. И тогда в КИ будут отображаться неверные сведения о повышенной долговой нагрузке.
Ошибки в кредитной истории также могут появиться из-за смены документов. Например, если вы получили новое удостоверение личности, но информация об этом не поступила в БКИ. Тогда возникнут проблемы при оформлении нового микрокредита. Когда будет запрашиваться ваша КИ, программа сформирует неправильный отчёт, в котором не будет никаких данных о ранее выданных кредитах. А значит, вероятность одобрения будет ниже.
Ошибки в кредитной истории появляются также из-за действий мошенников. Так, например, преступники могут взять микрокредит на ваше имя по подложным документам. Тогда в вашей КИ появится запись о кредите, который вы на самом деле не брали. А значит, повысится долговая нагрузка, что снизит вероятность одобрения.
Как исправить ошибки в кредитной истории
Если вы нашли ошибки в своей КИ, их нужно исправлять. Чем раньше вы начнёте это делать, тем лучше. Ведь для того чтобы изменить данные в программе, потребуется время.
Если дело в якобы незакрытых кредитах или просрочках по текущим договорам, лучше обратиться непосредственно в банк или МФО, где был оформлен микрокредит. Так будет быстрее — организация обязана ответить на запрос в течение 10 дней.
Есть ещё один способ исправить ошибки в КИ — обратиться в кредитное бюро. Причём подать заявление можно онлайн — на официальном сайте организации. В заявлении нужно будет изложить суть обращения, указать свои персональные данные, ИИН и контактный номер телефона, перечислить все недостоверные сведения, отражённые в КИ. Также при обращении в БКИ нужно будет предоставить персональный кредитный отчёт, сформированный не позднее чем за 10 дней до даты подачи заявления.
На основании вашего заявления БКИ проведет проверку — направит запрос кредитору. Кредитная организация обязана отреагировать на этот запрос. Она должна провести свою внутреннюю проверку и предоставить её результаты в бюро: или подтвердить данные, отраженные в кредитной истории, или признать ошибку и исправить её.
Независимо от того, какой способ обращения вы выбрали — непосредственно к кредитору или через БКИ, — в том случае если кредитная организация откажется признавать ошибку и исправлять её, придётся подавать иск в суд. Тогда нужно будет собрать как можно больше доказательств своей правоты, чтобы выиграть дело.
Источники: