Кредиты и МФО
Микрокредит с плохой кредитной историей в Казахстане
Кредитная история — очень важный документ для заёмщика. На её основании кредитор решает, можно ли выдавать человеку деньги в долг. Она также непосредственно влияет на сумму выдачи: если у человека есть непогашенный долг, или он обслуживает сразу несколько кредитов, или раньше допускал просрочки по взятым обязательствам, больших денег ему не ссудят. А в некоторых случаях и вовсе откажутся сотрудничать. Испорченная кредитная история — одна из основных причин, по которым банки отказывают жителям Казахстана в оформлении кредитов. Как взять деньги в долг при плохой кредитной истории и можно ли её исправить, расскажем в данной статье.
Что такое кредитная история
Кредитная история — это персональный профиль заёмщика. В нём отражена информация обо всех операциях с кредитами и микрокредитами: в каком банке или МФО была взята ссуда, какого размера, на каких условиях, укладывался ли заёмщик в график платежей или допускал просрочки, погасил ли в итоге кредитные обязательства или на нём висит задолженность. Также в ней показан текущий кредитный рейтинг заёмщика. Этот показатель отображает, насколько вы как клиент привлекательны для кредитора. Кстати! Кредиты родственников на КИ не влияют.
Кредитных историй у человека может быть несколько: это зависит от того, с какими кредитными бюро работают организации, выдавшие ему ссуду.
Где хранится кредитная история
Хранением сведений о благонадёжности заёмщика и его финансовой дисциплине занимаются бюро кредитных историй. В Казахстане их два:
- АО «Государственное кредитное бюро», государственная компания.
- ТОО «Первое кредитное бюро», частная организация.
ГКБ является некоммерческой «дочкой» Нацбанка РК. На данный момент в него включено свыше 500 кредитных учреждений. Сюда входят:
- банки второго эшелона;
- МФО;
- ломбарды;
- прочие кредитные структуры;
- небанковские организации с правом проводить ряд банковских операций;
- коллекторские агентства;
- мобильные операторы (для предоставления данных о лицах, оформивших в кредит или рассрочку средства связи).
По закону все перечисленные выше субъекты обязаны сотрудничать с ГКБ, в то время как передавать информацию в ПКБ, частное кредитное бюро, им разрешено по желанию. В экосистему ПКБ на данный момент включено свыше 650 учреждений, передающих сведения. Оно занимается тем же, что и ГКБ, но на частной основе.
У кого есть кредитная история
Существует распространённое заблуждение, что КИ заводят только для должников. Это, разумеется, не так: кредитная история есть у каждого казахстанца, который оформлял кредит или микрокредит. Если человек никогда не брал денег в кредитных организациях, его история будет пустой. Кстати, для банков и МФО это скорее минус, поскольку заёмщик без КИ является «тёмной лошадкой»: о нём ничего не известно и спрогнозировать его платёжную дисциплину сложно. Поэтому таким людям при попытке оформить кредит нередко отказывают или не выдают крупных сумм.
Как считают кредитный рейтинг
В Казахстане для обозначения кредитного рейтинга используется шкала с делениями от 0 до 1000. Каждому заёмщику присваивают определённый скоринговый балл. Также для заёмщиков размечают группы риска, к которым они относятся. Для удобства те размечены красным, желтым и зелёным цветом и означают низкий, средний и высокий персональный кредитный рейтинг соответственно. Низкий рейтинг означает, что заёмщик попадает в высокую группу риска, а высокий — наоборот, что в низкую. Кроме того, к баллу и цветному сегменту прилагается короткое разъяснение. Например, число 740 в зелёном спектре сопровождает комментарий «Хорошо». То есть, по статистике, из сотни человек с таким классом риска вовремя не погасят кредит всего менее десяти.
Как узнать кредитную историю
В Казахстане это можно сделать 5 способами:
- Через сайт или мобильное приложение Первого кредитного бюро. Сначала пройдите регистрацию на сайте. Дальше вам нужна вкладка меню «Персональный кредитный отчёт».
- Через сайт Государственного кредитного бюро. Сначала пройдите регистрацию на сайте. Дальше вам нужна вкладка меню «История кредитования. Кредитные отчёты». Из неё перейдите по ссылке «Персональный отчёт».
- Через портал электронного правительства Республики Казахстан. Сначала пройдите регистрацию на сайте. Дальше вам нужна вкладка меню «Паспорт услуги». Из неё перейдите на вкладку «Таможня и налоги», а после — на страницу «Экономика и финансы». Нажмите на ссылку «Получение персонального кредитного отчёта». Или просто введите в поисковую строку сайта словосочетания «кредитный отчёт» или «кредитная история».
- Обратитесь в центр обслуживания населения. Подавать запрос следует по месту жительства. Узнать, где расположен ваш ЦОН, можно на сайте ЦОНЫ Казахстана.
- Через филиалы АО «Казпочта», обратившись лично, или на сайте почты. Здесь казахстанцы могут заказать «Персональный кредитный отчёт» плюс оформить услугу «Контроль кредитной истории».
Сколько стоит узнать кредитную историю
Один раз в год получить услугу «Персональный кредитный отчёт» можно бесплатно. Все последующие обращения в тот же год обойдутся заёмщику в 400 тенге. Эта цена действует и для запросов в Государственное кредитное бюро, и для запросов в Первое кредитное бюро.
Кто может запросить кредитную историю
Во-первых, получить своё кредитное портфолио имеет право сам заёмщик. Во-вторых, закон разрешает запрашивать (исключительно в письменном виде и при наличии письменного согласия заёмщика) КИ следующим структурам:
- банкам;
- микрофинансовым сервисам;
- службам взыскания;
- иным кредитным организациям;
- потенциальным работодателям;
- потенциальным арендодателям.
Сколько хранится кредитная история
Когда заёмщик обращается за личным кредитным отчётом, в нём отражаются сведения за последние 5 лет. В целом информация в бюро хранится 10 лет с момента последнего обновления договора кредита или микрокредита. Однако это не значит, что сведения о более ранних просрочках и непогашенных задолженностях сотрутся начисто. Удаляются только подробные справки о кредитах, но ключевые моменты сохраняются. Именно к таким моментам относятся данные о невозврате или просроченной задолженности.
Как быстро информация поступает в кредитное бюро
С 1 октября 2022 года действует новое положение. Для защиты заёмщиков в закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и развития страхового рынка и рынка ценных бумаг, банковской деятельности» были внесены поправки. Теперь срок передачи сведений о выдаче нового кредита или микрокредита в ГКБ и ПКБ сокращён до 1 рабочего дня. Информация о других изменениях в КИ должна поступать в бюро за 10 рабочих дней вместо предыдущих 15 дней.
Это сделано в том числе для того, чтобы мошенникам было сложнее взять деньги в долг на чужое имя. А если такое всё же случится, отныне заёмщикам будет проще оспорить чужой кредит, ведь они смогут раньше узнать о том, что за ними числится чужой долг. Кроме того, нововведение направлено против лиц, которые занимаются кредитным шоппингом: такая практика вредит в первую очередь самому заёмщику, поскольку в этом случае сильно повышается риск просрочки по одному из взятых на себя обязательств.
Можно ли исправить плохую кредитную историю самостоятельно
Получить деньги в долг, когда в кредитной истории есть записи о просрочках или невозврате, сегодня довольно трудно. Редкий кредитор согласится сотрудничать с неблагонадёжный заёмщиком, особенно если речь идёт о солидной сумме. Банки часто отказывают людям с испорченной КИ, даже если в остальном они подходят под критерии хорошего заёмщика. Однако есть мнение, что кредитную историю и рейтинг заёмщика соответственно можно исправить. Так ли это на самом деле?
Руководитель блока по работе с клиентами ПКБ Индира Карлыбаева отмечает:
«Исправить плохую кредитную историю, если мы говорим об удалении кредитной информации, которая содержится в кредитной истории, никак нельзя. Но можно значительно её улучшить».
Следуйте простому алгоритму в 3 шага:
- Оформите микрокредит на малую сумму. С таким продуктом обыкновенно работают МФО, а не банки, поэтому ищите кредитора среди микрофинансовых компаний.
- Добросовестно погасите микрокредит без просрочек и пролонгации срока займа.
- Действуйте постепенно: не обращайтесь за микрокредитом в несколько сервисов одновременно. Компании скептически относятся к таким заёмщикам и редко одобряют их заявки.
Повторите данную схему несколько раз, чтобы негативные записи в кредитной истории ушли вниз, а в актуальных сведениях отражалось, что вы своевременно погашаете долги и у вас положительная финансовая дисциплина: вы ответственный заёмщик. Убедитесь, что ваша кредитная история выглядит хорошо, запросив её проверку одним из способов, которые мы описали выше в этой статье. После можете обращаться в банки за кредитами на более крупные суммы.
Назвать точный срок, в который положительные записи в КИ перекроют негативные, к сожалению, нельзя. Это связано с тем, что у банков разная политика кредитования. В одном банке при скоринге рассматривают только последние полгода, в другом — поднимают записи за год, в третьем — запрашивают всю КИ целиком.
Поэтому лучше с самого начала ответственно относиться к собственной финансовой дисциплине:
- рассчитывать силы перед подачей заявки на микрокредит;
- брать только суммы, которые точно сможете погасить;
- не забывать о дате возврата денег и не допускать просрочек.
Если трудности с погашением долга всё-таки возникли, нельзя бегать от кредитора: сообщите ему о проблеме как можно раньше и вместе найдите её решение. Например, МФО может предложить вам продлить срок займа, изменить график платежей или даже списать часть штрафов — при наличии уважительной причины, по которой вы задержали выплату.
Можно ли исправить плохую кредитную историю с чужой помощью
В интернете можно встретить немало предложений по «улучшению кредитной истории», и далеко не всем из них можно верить. Да, у некоторых банков действительно есть специальный продукт: заёмщику предлагают цепь кредитов на небольшие суммы, закрывая которые, он создаёт картину финансово ответственного человека, с которым впоследствии согласятся работать прочие банки. А вот предложениям по «обнулению» или «очистке» кредитной истории верить нельзя: удалить все просрочки по кредитам однозначно обещают мошенники! Помните, что по закону это просто невозможно.
Что делать с ошибками в кредитной истории
Есть две причины, по которым кредитная история может быть испорчена:
- Вы действительно допускали просрочки или не закрыли долговые обязательства.
- Кредитор подал неверную информацию, бюро допустило ошибку в расчётах или кредит на вас взяли мошенники.
Во втором случае вы можете оспорить ложные сведения, и бюро исправит их в установленные законом сроки. То же касается неверных персональных данных. Сообщить о намерении удалить из кредитной истории ложную информацию теперь можно дистанционно, через Службу кредитного бюро. Такой сервис в апреле 2022 совместно запустили Агентство по регулированию и развитию финансового рынка Республики Казахстан и Первое кредитное бюро. Он бесплатный.
Как оспорить информацию в КИ онлайн в 4 шага:
- Заполнить заявление об оспаривании. Сделать это можно на портале 1cb.kz или сайте egov.kz. В заявлении потребуется указать, какая информация неверна и почему.
- Приложить отчёт о кредитной истории. Он должен быть получен не больше чем за 10 дней до подачи заявления.
- Приложить подтверждающие документы (если имеются).
- Заверить заявление личной электронной цифровой подписью.
Где взять микрокредит с плохой кредитной историей в Казахстане
Если же информация в кредитной истории верна и вы действительно невовремя погашали долги, помочь в оформлении новых микрокредитов готов онлайн-сервис «Честное слово». Здесь одалживают средства люди с разным уровнем дохода, неофициальным трудоустройством, а также плохой кредитной историей.
Микрокредиты до 159 000 тенге сроком до 24 дней (при первом обращении — до 50 000 тенге максимум на 10 дней) можно получить на любые нужды: ремонт, лечение, отдых, покупки, обучение. Услуги онлайн-сервиса доступны всем жителям Казахстана в режиме 24/7.
Чтобы получать максимальные суммы онлайн-микрокредитов, необходимо регулярно пользоваться услугами сервиса и быть участником программы лояльности. Детальнее о том, как использовать возможности привилегированных заёмщиков, можно узнать в разделе сайта «Постоянным клиентам».
Занять средства в сервисе — дело нескольких минут. Вам понадобится:
- Зарегистрироваться на сайте «Честного слова».
- Заполнить заявку заёмщика: указать в анкете желаемые сумму и срок, свои персональные данные, реквизиты именной банковской карты либо счёта.
- Получить сообщение об одобрении заявки и подписать договор СМС-кодом.
- Получить деньги указанным способом.
Источники: